Поправки в ОСАГО: новые правила тотальной гибели и расторжения полиса
- Изменения вносятся не в сам Федеральный закон об ОСАГО, а в Правила страхования.
- Уточнение правил тотальной гибели по ОСАГО повлияет на большое количество водителей.
- Теперь будет точно прописано, что для прекращения действия договора ОСАГО автомобиль должен физически погибнуть и быть снят с учета в ГИБДД.
- Расторгать договоры ОСАГО после выплаты по тоталу страховщики должны перестать.
- Изменения вступят в силу с 1 октября 2022 года, но судебная практика должна измениться уже сейчас.
Очень многие из вас слышали, а некоторые и сталкивались с ситуацией, когда страховая компания признаёт ваш или полис виновника недействительным и расторгает договор ОСАГО. Водители об этом могут узнать уже после ДТП, что доставит массу неприятностей. Смогут ли изменения в Правила ОСАГО исправить ситуацию и защитить автовладельцев от расторжения страховок, мы расскажем дальше в статье.
Что за изменения в ОСАГО?
Кроме Федерального закона об ОСАГО, существуют Правила страхования, которые устанавливаются Положением Банка России.
Так вот, в это самое Положение Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и вносятся изменения.
Указанием Банка России от 24 декабря 2021 г. N 6038-У вносятся поправки в Правила страхования касательно тотальной гибели и расторжения договоров ОСАГО. Кроме этих изменений в Правила внесут ещё некоторые нормы, расскажем всё по порядку.
В чём была проблема?
Проблема заключается в том, что на данный момент страховые компании, пользуясь расплывчатой формулировкой в правилах, нашли способ не платить потерпевшим возмещение за ДТП. И если раньше это были единичные случаи, в которых можно было подумать, что кто-то в страховой организации просто неправильно читает закон, то сейчас проблема носит массовый характер, и десятки или даже сотни потерпевших остаются без выплат по ОСАГО.
При этом, основной риск несут виновники ДТП, которые после аварии узнают, что их ответственность, оказывается, не была застрахована, и им придётся весь ущерб возмещать из своего кармана.
Происходит это из-за того, что недобросовестные страховщики, мало того, что неправомерно признают договор ОСАГО недействующим, так ещё никак не уведомляют своих клиентов об этом.
И в конечном итоге страдают водители, попавшие в аварию.
Некоторые суды принимают точку зрения страховых компаний и выносят решения в их пользу, но вносимые поправки говорят нам о том, что страховщики неправы.
Всё дело в формулировке пункта 1.13 и третьего абзаца пункта 1.16 Правил ОСАГО.
В пункте 1.13 Правил указано, что действие договора обязательного страхования досрочно прекращается в случае если наступила гибель (утрата) транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования.
Страховые компании стали утверждать, что выплата по тоталу – это и есть та самая гибель (утрата) транспортного средства о которой указано в п. 1.13, а значит после такого ДТП полис прекращает своё действие.
Однако, тот факт, что рассчитанная стоимость ремонта ТС будет превышать его рыночную стоимость, не говорит о том, что такое ТС погибло или было утрачено.
Не смущало страховщиков и суды и то, что в п. 1.16 указано, что событие, которое явилось основанием для досрочного прекращения полиса, должно быть подтверждено документами от уполномоченных органов. Кто-то говорил, что такие документы – это обычное постановление ГИБДД, оно же подтверждает факт ДТП. Кто-то считал, что страховая компания, рассчитавшая страховую выплату по тоталу является таким органом.
И тот, и другой вариант противоречат действующему законодательству по ОСАГО. Видя массовость таких отказов в выплатах, Банк России решил уточнить Правила, чтобы не было никаких иных толкований.
Как работает тотальная гибель и расторжение ОСАГО по новому закону?
Подпункт 1.1.4 новых Указаний Банка России гласит так:
Абзац третий пункта 1.16 дополнить предложением следующего содержания:
"Сведения о случае, указанном в абзаце пятом пункта 1.13 настоящих Правил, подтверждаются документами органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, содержащими информацию о снятии транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, с государственного учета после его утилизации."
Как мы видим, вносится уточнение, что тотальная гибель, после которой прекращает действие договор ОСАГО – это именно физическая гибель автомобиля, которая должна подтверждаться документами ГИБДД о снятии его с регистрационного учета после утилизации.
Теперь выплата по тоталу будет влиять только на расчёт страхового возмещения.
Когда вступают в силу поправки?
К сожалению, ждать вступления в силу указанных поправок придётся до 1 октября 2022 года.
Но если вы уже столкнулись с отказом в выплате по причине того, что страховая компания расторгла полис ОСАГО (ваш или виновника) то надо убедить суд в том, что данные поправки не какое-то новшество, а лишь уточнение ранее действующих правил, которые вводятся с целью недопущения злоупотребления правом со стороны страховых компаний.
Другие изменения в 2022 году
Как уже было сказано выше, поправки по тоталу не единственные изменения, которые ждут водителей в 2022 году:
Этим же Указанием Банка России внесут следующие изменения.
- Страховщики смогут самостоятельно получать сведения о номере государственного регистрационного знака из автоматизированной информационной системы ОСАГО. В частности, если эти сведения они самостоятельно получили, то страхователям не надо их сообщать отдельно, нужно лишь внести изменения в полис.
- Уберут обязанность указания в извещении о ДТП адреса и фамилии очевидцев.
- Также убирают абзац о необходимости ставить в известность страхователей по договору о ДТП и заполнении извещения.
- Вводится обязанность страховщиков ознакомить потерпевших с актами осмотра и(или) независимыми экспертизами не позднее чем через 5 рабочих дней с момента осмотра, получения результатов независимой экспертизы и не позднее даты подписания соглашения на выплату с потерпевшим. Если соглашение не подписывается, то не позднее срока осуществления страховой выплаты или выдачи потерпевшему направления на ремонт.
- В страховую выплату теперь включат и почтовые расходы на отправку комплекта документов страховщику.
Стоит, также напомнить нашим читателям, что с 1 апреля будут действовать новые значения КБМ. Вводится новый класс «М» с самым максимальным значением КБМ равным 3.92. Через год безаварийной езды класс станет «0» (нулевым) со значением 2.94. В общем копить «максимальную скидку» теперь станет дольше.
Но есть и хорошие новости, минимальное значение КБМ теперь будет 0.46.
После этой новости сразу можно прочувствовать выгоду от этих изменений. В сторону уменьшения коэффициента значение изменилось на 0.04 (было 0.5 стало 0.46), а вот в сторону увеличения на 1.47 (было 2.45 стало 3.92) – почти в полтора раза.
Все коэффициенты вы можете посмотреть в Указании Банка России № 6007-У от 8 декабря 2021 года.
Водителям остается лишь соблюдать ПДД и не попадать в аварии.
Добавить комментарий