Москва и область:+7 (499) 703-42-21
Санкт-Петербург:+7 (812) 309-47-84
Бесплатная линия:Бесплатная консультация:8 (800) 555-67-55 доб. 753
Бесплатная консультацияСпросить у юриста

Есть повреждения от старых ДТП – как производится возмещение по ОСАГО?

ОСАГО: Если детали пострадали ранее

Важные факты из статьи
  1. Порядок возмещения повреждённых деталей, которые до этого были не в идеальном состоянии, зависит от того, что именно требуется для их восстановления после последнего ДТП и требовалось ли это же до аварии.
  2. Страховая достаточно точно и легко может узнать о старых повреждениях, не соответствующих последнему ДТП.
  3. Судебная практика существенно различается от случая к случаю, поэтому стандартных ответов на вопрос, выплачивает ли страховщик по ранее повреждённым деталям, нет.
  4. Если деталь имеет следы сквозной ржавчины, её цвет не совпадает с цветом кузова или ЛКП повреждено более чем на 25%, то покраску вам по закону 2021 года не посчитают.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, потерпевшее лицо вправе рассчитывать на полное возмещение вреда до такого состояния автомобиля, которое было бы, если бы аварии вовсе не было. Поэтому возмещению подлежит любой вред, застрахованный по ОСАГО. Но как производится выплата или ремонт деталей, если на них были повреждения от старых ДТП ранее, но они ещё хуже пострадали от последней аварии. Законен ли отказ в выплате, если автомобиль раньше попадал в ДТП и не был отремонтирован? Во всех этих вопросах постараемся разобраться!

Если деталь была повреждена до ДТП – что говорит закон 2021 года?

Здесь достаточно просто и сложно в то же время. Дело в том, что законодательство никак не регулирует вопрос восстановления машины, которая пострадала в тех частях, которые уже были повреждены ранее.

  • Федеральный закон Об ОСАГО (ФЗ-40) регулирует общий порядок и принципы страхового возмещения в виде выплаты или ремонта, но не устанавливает последовательность восстановления, если есть старые повреждения от других ДТП,
  • Правила страхования решают данные вопросы более детально: документы, бланки и прочее, но также не предписывают, как рассчитывается выплата в случаях, когда детали имели сколы, трещины, отломы ранее.

Таким образом, ответа на данный вопрос в законодательстве 2021 года вы не найдёте.

Как на практике?

А вот на практике всё достаточно логично, но традиционно не всегда в пользу потерпевшего в ДТП.

На деле расчёт возмещения по ОСАГО производится за вычетом ранее полученных повреждений, но и здесь есть ряд тонкостей.

Для примера возьмём автомобиль, у которого на бампере есть царапины краски с левой стороны. В таком случае порядок выплаты или ремонта его повреждения в зависимости от характера последующего ДТП рассчитывается нижеследующим образом.

Как считают старые повреждённые детали для выплаты или ремонта?

Если деталь поцарапалась

Если ранее повреждённый бампер пострадал также царапинами в других местах, то положено полное возмещение, за исключением исключений.

Единая методика расчёта ссылается на технологию покраски конкретного автомобиля в автосервисе. Между тем, практически любой сервис будет красить элемент полностью – в 2021 году локально ничего не подкрашивается, если речь не идёт о совсем мелких потёртостях.

Но и чётких критериев, когда деталь будут красить полностью при царапинах, а когда – частично, нет.

Таким образом, ранее полученные царапины детали не будут учитываться в случаях, когда:

  • пункт СТО, в который вас направляют на ремонт, может окрасить деталь локально (это возможно только при неглубоких царапинах и небольших потёртостях),
  • лакокрасочное покрытие детали уже повреждено более чем на 25%,
  • на ней имеется сквозная ржавчина (не относится к бамперам, если они пластиковые),
  • цвет детали отличается от основного цвета кузова машины (здесь и выше пункт 1.6 Единой методики, цитата ниже).

Если на момент дорожно-транспортного происшествия на детали имелась сквозная коррозия, либо уже требовалась окраска более 25% её наружной поверхности, либо цвет окраски повреждённой детали не соответствует основному цвету кузова транспортного средства (за исключением случаев специального цветографического оформления), окраска такой детали не назначается.

Пример коррозии, когда замену детали в расчёт не возьмут

Вот пример судебного решения, когда потерпевшему в ДТП судом было отказано в возмещении повреждений фары за то, что те относятся к элементам безопасности и имели следы некачественного ремонта до этого.

Если поцарапанная деталь повредилась

А вот если бампер повредился полностью и ранее был только поцарапан, то в этом случае выплата или ремонт должны быть произведены в полном объёме безо всяких вычетов.

Тем не менее, на практике страховщики по ОСАГО нередко пытаются вычесть стоимость покраски из стоимости замены. Для бампера такой расчёт может выглядеть таким образом, как выплата новой детали (причём, с учётом износа), стоимости её замены, но без окраски.

Если повреждённая ранее деталь снова повредилась

А вот в этом случае такая деталь уже не оплачивается в качестве восстановительного ремонта по ОСАГО. И это тоже логично, ведь повредилась деталь, для которой уже требовалась замена – то есть либо по вине самого потерпевшего в ДТП, либо, если не по его вине, то возмещение ущерба должно было быть ему уже произведено, а если страховщик ещё раз заплатит за этом бампер, то будет неосновательное обогащение.

Как страховщик узнает о ранних повреждениях?

Есть ситуации, когда ранее полученные повреждения очевидны. Например:

  • удар пришёлся в левую сторону бампера, а царапины есть на правой стороне – то есть характер повреждений не соответствует последнему ДТП, по которому вы обращаетесь,
  • старые повреждения на металле, как правило, покрываются коррозией, окисляются.

Но есть и различные методики определения таких повреждений:

  • стандартная экспертиза ОСАГО – здесь в общем-то и определяются вышеуказанные ранее полученные повреждения на глаз "эксперта", а заключается такая экспертиза лишь в расчёте стоимости и более глубоком, чем при осмотре страховой, определении количества и качества пострадавших элементов,
  • автотехническая экспертиза позволяет определить относительный возраст повреждений и сопоставить их с новыми,
  • трасологическая определяет более точно, каков был характер удара (например, с какой стороны пришёлся удар, чем именно, какой силой и в каком направлении), что позволяет очень точно отделить старые повреждения деталей от новых.

Как правило, при обращении за возмещением сначала всегда проводится осмотр транспортного средства безо всяких специальных экспертиз. Осмотрщик страховой компании просто визуально фиксирует повреждения. На данном этапе у него могут только появиться подозрения в том, что какие-либо элементы кузова или их отдельные локации пострадали ранее и не относятся к этому ДТП. Если такие подозрения есть, инициируется экспертиза, которая уже подтверждает или опровергает мнение осмотрщика.

Экспертиза пострадавших в ДТП старых элементов кузова

Но могут быть ситуации, и когда уже после осмотра страховая пытается вычесть некую сумму возмещения, мотивируя это тем, что повреждения получены ранее.

Поэтому оптимальный вариант для вас при наличии повреждений до ДТП – настоять на том, что их нет, при осмотре. В этом случае страховщик будет проводить экспертизу. Она для вас бесплатна во всех случаях. А если наличие ранних повреждений подтвердится в рамках такой экспертизы, то спорить уже не следует, но только если вы заранее знаете, что правда не на вашей стороне.

Незаконный отказ в выплате за старые повреждения

Если же страховщик пытается вычесть то, что не положено к вычету либо вовсе отказывает в возмещении по ОСАГО, обосновывая это на том, что они получены ранее, то отстаивать свою правоту можно и нужно.

Прежде всего, вам нужно будет потратиться на независимую экспертизу. Эксперту необходимо будет указать на то, по какой причине она проводится – в этом случае он дополнительно сделает автотехническую экспертизу. Она платная, но при выигрыше в суде деньги за неё вам вернёт страховая организация.

На основании расчёта вам следует подать досудебную претензию на юридический адрес страховой компании. Она пишется в свободной форме с изложением сути. Но есть необходимые данные, которые должны быть в ней указаны, они перечислены в пункте 5.1 Правил страхования. В претензии даётся разумный срок на удовлетворение требований – 10-15 дней.

При непоступлении возмещения либо игнорировании страховщиком такой претензии следует подавать исковое заявление в суд. На этом этапе (а можно и ранее) лучше обратиться к независимому юристу-эксперту, который сможет правильно составить исковое заявление в суд и последовательно уже в зале заседания изложить необходимые нормы закона и факты по делу.

Главное – помнить, что отстаивать нужно только правду, а не пытаться увеличить сумму выплаты необоснованно. В суде страховая может ходатайствовать о судебной экспертизе, которая подтвердит обман, и в этом случае расходы на такую экспертизу в случае отказа в удовлетворении иска повесят на истца.

Комментарии

Аватар пользователя Олег

"Поэтому оптимальный вариант для вас при наличии повреждений до ДТП – настоять на том, что их нет, при осмотре." - непонятна эта фраза. Как настоять на том, что их нет, если их видно?

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Может речь была о том, чтоб попытаться добиться того, чтоб их не вносили в акт осмотра) или типа того 

Аватар пользователя Кирилл

По ОСАГО отказывают в окраске крышки багажника,аргументируя тем что имеется небольшой скол не имеющий отношения к ДТП,замена пожалуйста,а красить нет.Что делать?

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Кирилл. С учетом стоимости окраски детали, можно ничего не делать...страховщик и так может смело 10% недоплачивать и ссылаться на погрешность. 

Аватар пользователя Александр Шелкоплясов

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, а как быть, если бампер пластиковый с потертостями и царапинами, но в результате дтп его деформировало и с одной стороны выбило из креплений. Страховщик пишет отказ по бамперу, ссылаясь на то, что он и так подлежал замене. По каким таким критериям износ бампера считать достаточным для замены?

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Александр. Речь не про износ бампера, а про повреждения на бампере. Эти критерии есть в методике ОСАГО и методике Минюста. Если бампер не текстурированный, т.е. не неокрашиваемый, то потертости и царапины не должны привести к замене. Могут не назначать окраску, но замену должны были. 

И еще нюанс....страховщику придется доказать, что повреждения были до ДТП, а вы в свою очередь можете сказать, что они получены уже после ДТП и до осмотра страховой

Аватар пользователя Екатерина

Здравствуйте! Подскажите у меня произошло ДТП, поцарапала бампер задний во дворе, все зафиксировали через евро протокол. Это правая сторона бампера. Но год назад так же во дворе поцарапали левую сторону бампера и скрылись. Приехала в страховую они мне отказывают в покраске бампера, так как ранее были повреждения, что делать?

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здраствуйте, Екатерина. Напишите в СК заявление, что вы не согласны и потребуйте провести независимую экспертизу. Потом заявление о разногласиях, потом к финупу обратитесь. Это всё бесплатно....так что почему бы и нет. Если прокатит, то хорошо, нет так нет. В суд вам с такой ситуацией дорога закрыта. 

Но так-то они правы, если повреждения требовали окраски, то могут не назначать окраску.

Аватар пользователя Владимир

Попал в дтп и не успел доехать до СК. Как попадаю в следующее дтп и в нем снова страдает капот, который и так был помят в первом дтп. Так вот как быть при обращении во вторую СК есть ли смысл указывать в повреждении его или нет?

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Владимир. Всё зависит от характера повреждений, может в первом случае положен ремонт, а во втором замена. Ну и если будет выплата в каком-то из случаев, то она и так с износом будет. Заявлять лучше всё, а там как хотят.

Аватар пользователя алексей

здравствуйте, было дтп, я потерпевший, ранее на лобовом была трещина около 60 см, обзору не мешала, на учет авто в мрэо поставили, тех остмотр пройден, после дтп на лобовом появилась еще трещина через все лобовое, страховая говорит что замену стекла страховая делать не будет т.к. ранее была трещина и лобовое нужно было менять, не совсем понятно где этот критерий когда нужно менять, ведь по факту ни гибдд ни тех осмотр от меня этого не требовали.

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Алексей. А вы сказали страховой что трещина была до ДТП? Ну сами виноваты...надо было говорить, что после ДТП образовалась и всё. 

Теперь, читайте Методику ОСАГО, что там про замену деталей указано. В принципе можно говорить, что это износ детали, ведь страховщик платит за вычетом износа...вот, и было грубо говоря б.у стекло, замена которого не требовалась. Но это так себе позиция....спорить с этим можно будет только в суде и через судебную экспертизу...а она дороже вашего стекла стоит, скорее всего. Так что не выгодно. 

Аватар пользователя Ира

дтпДобрый день! Попали в ДТП, мы пострадавшие, на лобовом стекле был скол до , после удара к основным повреждениям еще пошло по всему лобовому стеклу трещина. СК говорит что стекло пострадало не после ДТП и заменить его отказывается, и из-за этого не берут в ремонт автомобиль т.к. придется вырезать стекло при ремонте автомобиля и на место его уже не поставить. Письменные подтверждающие документы СК не дает, как нам быть? Хотели написать запрос в СК, чтоб у нас были подтверждение об отказе, они сказали что они ни какие бумаги не выдают

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Ира. Если у вас была трещена на лобовом, а вам въехали в зад, то конечно лобовое никто менять не будет, но если можно четко проследить причино следственную связь с ДТП, тогда можно на этом настаивать. Доказать, что другая трещена образовалась ДО дтп должна будет СК. Вы же будете утверждать, что после. Но в любом случае надо смотреть что за трещены, как они выгледят и т.п. 

Если в ДТП стекло прямо не было в контакте, то целое не битое стекло не пошло бы трещеной...но это эксперт будет выяснять еще...если будет, конечно. Всегда проще написать, что было повреждено до ДТП. 

 

Аватар пользователя Виталий

Здравствуйте. У меня в ДТП пострадал автомобиль. Страховая сделала выплату. Возникли разногласия по сумме. При аварии получил повреждения жгут проводов моторного отсека. Часть проводов оборвана,а часть имеют залом. Стоимость жгута по калькулятору ОСАГО с учетом износа авто составляет порядка 30 тысяч. Страховая пишет ремонт, так как не утрачен фрагмент провода. Кто прав?

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Виталий. Прав производитель. Ремонт должен осуществляться по его технологии и если предусмотрено при таких повреждениях ремонтировать жгут, значит ремонт, если менять - значит и страховщик обязан считать замену. 

Спорить со страховщиком не надо и что-то им доказывать. Действуйте как положено по закону, если не согласны, напишите заявление на проведение независимой экспертизы. Потом если ничего не изменится, заявление о разногласиях, потом финупу и в суд. 

В теории можно заехать к официалам и показать им повреждения...ну или на фотографиях показать и узнать, что надо по технологии с этим делать. Чтоб быть уверенным в своей правоте. Только им надо объяснить, что это нужно для понимания, а не для того чтоб вас развести на деньги и вместо ремонта заменить жгут) 

Аватар пользователя Ставр

Здравствуйте. Попал в дтп, поцарапали бампер справа ( с боку), ранее слева в самом низу бампера была трещина. Стоит ли обращатся в страховую по ОСАГО или это бесполезная трата времени, ввиду того, что бампер был поврежден ранее хоть и совершенно с противоположной стороны?

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Ставр. Если только красить там, то нет смысла...даже если выплатят, то там копейки на окраску вообще 

Аватар пользователя Наталья

Здравствуйте. Я выезжала с мойки и не заметила машину, т.к. не сработали парктроники (залили на мойке) немного шоркнула бампер девушке. На месте ей предложила 5000, она сказала что мало. Оформлять дтп отказалась. Сказала выберет сервис и там я оплачу ей работу, я согласилась. Она выбрала дорогой сервис, я не согласилась с этой суммой. Она начала говорить либо так, либо возьмёт записи с камер и напишет в ГАИ. Я предложила оформить по страховой тогда. Она не хочет, говорит что ей откажут в выплате. Бампер осмотрели на нём есть «паутинки» с правой стороны. А я шоркнула левую, я так понимаю что в выплате ей откажут потому что бампер не в идеале. Что делать в такой ситуации?

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Наталья. Тут вам надо самой думать что делать, исходя из того, что вы в итоге хотите получить. 

Договоритесь на среднерыночную цену покраски элемента, как вариант. Узнайте стоимость в 3-5 сервисах и среднюю возьмите. 

Аватар пользователя Михаил

Здравствуйте. До ДТП было сломано 1 крепление у фары (было закреплено на хомут) и бампер был после ремонта (была трещина, которую отремонтировали и бампер по новой окрасили).
Произошло ДТП. У фары трещины на стекле, сорвало крепления (в т.ч. и целое), деформировался корпус. У бампера появился разрыв (в месте предыдущего ремонта) и большая потертость с царапинами в месте удара.
Пока страховая предыдущего ремонта не видела, т.к. оценивала только по фото. Но предложенной суммы по моим подсчетам не хватит для самостоятельного ремонта, поэтому думаю выбрать ремонт от страховой. Может ли случиться такая ситуация, что при дефектовке на сервисе будет выявлено, что до ДТП детали ремонтировались, СТО сообщит страховой, и та откажет в ремонте этих элементов?

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Михаил. Такой вариант возможен. Всё будет зависеть от сервиса и от того какие у них взаимоотношения со страховой.

Аватар пользователя Михаил

Как в таком случае лучше поступить? Брать деньги или пробовать податься на ремонт? А если начнут отказывать, пытаться доказать, что по фаре повреждения были несоизмеримы с полученными в ДТП, а бампер был хоть и отремонтированный, но без повреждений? Насколько часто такие случаи встречаются и как решаются на практике?

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Проще взять деньгами. Доказывать придётся в суде...а стоимость юриста может быть выше стоимости всего ремонта. 

Аватар пользователя Евгений

Здравствуйте страховая отказала в выплатах по ОСАГО ссылаясь на то что повреждения небыли устранены с предыдущего дтп. В предыдущим дтп выплаты тоже не было у виновника был не действующий полис ОСАГО

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Евгений. Если повреждения действительно были и они не устранялись, то страховая отказала на законных основаниях. За прошлое ДТП стоило взыскивать с виновника. 

Аватар пользователя Анна

Здравствуйте! В результате ДТП царапины на бампере с левой стороны. Страховая отказала в выплате по ОСАГО, мотивируя тем, что на бампере уже были повреждения, требующие покраски, не относящиеся к данному страховому случаю (с правой стороны). Имеет ли смысл оспаривать отказ в суде? Есть ли какая-то тенденция в судебной практике по таким вопросам? Ведь страховой случай имел место, значит и основания для выплаты есть?

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Анна. В суде точно нет смысла спорить из-за этого...а вот до судебную стадию можно пройти, вдруг финансовый уполномоченный что-то взыщет. 

Аватар пользователя Тимур

Здравствуйте. В дтп виновник не уступил мне дорогу при выезде с прилегающей территории, в результате повреждений передней части моего авто, пострадал салон автомобиля, а именно пролилась краска на задний ряд сидений. При вызове Гибдд факт повреждения салона указали в справке. Сиденье на выброс т.к. она пропеталась красками. При обращении в СК будет ли компенсировать за задние сиденье? Автомобиль приора

Страницы

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.