Москва и область:+7 (495) 118-25-37
Санкт-Петербург:+7 (812) 425-68-44
Бесплатная линия:Бесплатная консультация:8 (800) 350-83-54
Бесплатная консультацияСпросить у юриста

Имеет ли право страховая ремонтировать авто б/у или неоригинальными запчастями?

Неоригинал и б/у при ремонте авто по ОСАГО

Важные факты из статьи
  1. Первое правило потерпевшего по ОСАГО – внимательно читать заявление. Если вы сами не дадите согласие на использование б/у деталей, то страховщик не имеет право ремонтировать автомобиль таковыми.
  2. Тем не менее, закон 2019 года позволяет страховой организации использовать неоригинальные запчасти при ремонте. Это касается чаще всего автомобилей старше 2 лет.
  3. А вот бывшие в употреблении детали кузова, узлы и другие компоненты законодательство применять запрещает прямо.
  4. Но есть способы, хотя и не 100-процентные, заставить страховую компанию применять только оригинал.

Споров между страховыми компаниями и потерпевшими в ДТП автовладельцами в 2019 году превеликое множество. И чаще всего причиной таковых служит требование доплаты страховщиком при выдаче направления на ремонт автомобиля. Но в случае вашего несогласия на доплату вам могут указать, что тогда использоваться будут не новые детали или запчасти-аналоги заводских. Имеет ли право страховая компания по закону использовать при ремонте неоригинальные или б/у комплектующие? Давайте разбираться!

Закон 2019 года о ремонте по ОСАГО

Итак, сначала перечислим основные постулаты действующего законодательства о страховании и выясним важные тонкости направления на ремонт, потому как их необходимо знать, а неисполнение страховщиком своих обязанностей может повлечь дополнительные "бонусы" для потерпевшего.

  • Срок выдачи направления, равно как и выплаты, составляет 20 дней, кроме праздничных нерабочих; за каждый день просрочки "капает" по 1% неустойки (нужно подавать отдельное требование о возмещении) – п.21 статьи 12 ФЗ-40.
  • Срок самого ремонта – 30 дней; за нарушение этого срока неустойка составляет 0,5% (п.15.2 статьи 12).
  • Для автомобилей не старше 2 лет – ремонт только у официального дилера (абзац 4 пункта 15.2 статьи 12).
  • Дальность ближайшего автосервиса – не более 50 км или транспортировка машины силами страховой (абзац 2 пункта 15.2 статьи 12).
  • Требование доплаты за ремонт – только в случае письменного согласия потерпевшего (последний абзац п.17 и абзац 2 пункта 19 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО).

Есть ещё целый ряд более незначительных требований к восстановительному ремонту по ОСАГО, но они менее распространены. Чаще всего нарушаются сроки и требование доплаты за ремонт.

Запчасти-аналоги при ремонте машины по страховке

Можно ли использовать б/у запчасти?

Нет. Это в 2019 году прямо запрещено законодательством. Конкретно пункт 15.1 статьи 12 ФЗ-40 запрещает использование запчастей и деталей и узлов с пробегом, бывших в употреблении, при ремонте автомобиля по страховке ОСАГО.

При проведении восстановительного ремонта в соответствии с пунктами 15.2 и 15.3 настоящей статьи не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении повреждённого транспортного средства требуется замена комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего.

Важно обратить внимание на последнее предложение в цитате. Вы сами могли неосознанно согласиться на использование б/у запчастей при ремонте, и тогда страховая компания имеет полное право чинить машину ими, если вы невнимательно читали заявление о страховом возмещении, подписывая его.

Очень часто страховые включают (иногда мелким шрифтом) пункт о согласии на использование б/у деталей в заявлении ещё на этапе подачи документов, где прямо нужно отказаться от этого, поставив галочку в соответствующем поле. Иначе согласие дано.

То есть это поле выглядит, например, так:

Подписью в настоящем заявлении даю согласие на использование бывших в употреблении запасных частей при осуществлении ремонта транспортного средства (и ниже стоит галочка "отказываюсь от данного пункта")

Будьте бдительны, иногда аналогичное поле может быть и в отношении согласия с доплатой на ремонт.

Ваша задача – отметить галочку о несогласии или иным образом указать это (зачеркнуть и подписать "на использование б/у запчастей согласие не даю").

Согласие на б/у запчасти при ремонте по ОСАГО

Таким образом, страховая компания и автосервис от неё не имеют право при ремонте пользоваться:

  • б/у запчастями для восстановления автомобиля,
  • двигателем, коробкой передач и другими узлами и агрегатами, снятыми с других автомобилей или контрактными агрегатами,
  • аналогично оставшимися от других отремонтированных машин б/у деталями кузова или несущей части и любыми другими компонентами, относящимися к автомобилю, в том числе дополнительным оборудованием (магнитола, гаджеты и прочее).

Имеет ли право страховщик ремонтировать неоригинальными деталями?

А вот на этот вопрос ответ уже, к сожалению, утвердительный для большинства случаев ремонта. Почему может? Да потому что прямого запрета в законе об ОСАГО по состоянию на 2019 год нет. Есть только требование вернуть машину к состоянию, в котором она была до ДТП (пп. "б" п.18 ст. 12 ФЗ-40).

Более того, единая методика расчёта имеет вполне себе заниженные цены на новые запчасти для автомобиля для большинства автомобилей. Вы можете самостоятельно проверить стоимость деталей на сайте РСА по коду запчасти (найти код можно поиском в интернете) и сравнить их с реальной стоимостью оригинальной и неоригинальной детали. Нередко ставка по единой методике расчёта будет ближе к аналогу, хотя бывают и исключения.

Таким образом, страховой организации в 2019 году целесообразно использовать при ремонте неоригинальные запчасти, так как иначе калькуляция возмещения будет существенно ниже реальной стоимости ремонта. И, главное, она имеет на это полное право.

Но есть исключение!

Выше мы указали, что неоригинал можно использовать при ремонте в большинстве случаев. Значит, есть и меньшинство? Есть! И относится это к автомобилям, возраст которых младше 2 лет.

Дело здесь в том же Федеральном законе Об ОСАГО, который регламентирует, что транспортные средства не старше 2 лет от роду должны направляться на ремонт только к официальным дилерам.

...восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее 2 лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории Российской Федерации и осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счёт в соответствии с договором, заключённым с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок).

А официальные дилеры практически никогда не используют неоригинальные запчасти при ремонте автомобилей. Иначе в ряде случаев они нарушают договор с производителем автомобилей, марку которых они уполномочены официально ремонтировать.

Как заставить страховую ставить только оригинал?

Этот способ непростой по 2 причинам:

  • сделать это можно только после осуществления ремонт неоригинальными запчастями и далеко не всегда,
  • ремонт должен быть сделан некачественно.

Суть данного способа заключается в том, что автомобиль по результату восстановления по ОСАГО должен быть приведён в исходное состояние (пункт закона выше). А, так как страховщик имеет полное право ремонтировать авто неоригинальными запчастями, то результат ремонта нужно оценивать уже после его осуществления... И лучше всего с экспертом.

Обманы страховых с некачественным ремонтом авто с неоригинальными запчастями

Аналоги оригинальных деталей имеют ряд недостатков:

  1. нередко неоригинальные элементы кузова не сходятся с соседними, имеют отличающиеся зазоры и неровно садятся на места,
  2. несущие части кузова, крепящиеся на болтах и другие могут не совпадать крепёжными отверстиями, вследствие чего работниками СТОА приходится высверливать новые, что несёт за собой потерю качества запчастей,
  3. при окраске аналогов чаще не удаётся попасть в основной цвет кузова машины, поэтому крашеные элементы могут отличаться.

Ваша же задача – выявить и не принять автомобиль, отремонтированный ненадлежащим образом, о чём указать в выдаваемых документах автосервисом (акте или иных).

Будьте внимательны, если вы заберёте некачественно отремонтированный автомобиль, даже отметив в документах это, то претензии позднее по закону могут быть не приняты в силу пункта 17 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО:

Обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего, принятые им на основании абзаца второго пункта 15 или пунктов 15.1-15.3 настоящей статьи, считаются исполненными страховщиком надлежащим образом с момента получения потерпевшим отремонтированного транспортного средства.

Если страховая нарушает закон

В этом случае вы имеете полное право подать досудебное требование с изложением фактов нарушения и ссылками на нормы закона и далее при неисполнении "досудебки" подать исковое заявление в суд.

Очень часто уже на этапе претензии по некачественному ремонту, отказу от доплаты страховая принимает решение выплатить деньгами.

И помните, страховой невыгодно нарушать закон, если об этом узнает регулятор её деятельности – Центробанк России. Дело в том, что если ЦБ выявит нарушение страховой компании по меньшей мере 2 раза за 1 год, то может отнять у неё право производить возмещение по ОСАГО ремонтом и заставить только выплачивать деньги (пункт 17.1 ФЗ-40), а страховщику это в большинстве случаев очень невыгодно.

Поэтому ваша задача – дать страховой знать о том, что вы будете жаловаться по факту нарушения в контролирующую организацию. Сделать это можно на официальном сайте ЦБ РФ.

Видео: 

Комментарии

Аватар пользователя Михаил

После подсчёта стоимости ущерба страховая обозначила очевидно заниженую сумму возмещения. Политика страховой такая, что при отказе от предложенной суммы, они автоматически выдают направление на ремонт. Приехал в СТО, там подсовывают договор на доплату и б/у запчасти. Без его подписания машину на дефектовку не берут. Что делать дальше?

Аватар пользователя TonkostiOSAGO

Здравствуйте, Михаил.

Вам необходимо пытаться сдать автомобиль в СТО без подписания документов, за исключением акта приёма-передачи транспортного средства, фиксируя любыми способами (можно снимать видео) отказ СТО принять его.

На доплату соглашаться не нужно. Затем с фиксацией отказа в страховую компанию. При отсутствии ответа досудебная претензия на произведение выплаты за невозможность произвести ремонт с требованием расчёта стоимости. Если по результатам расчёта Вы будете не согласны с суммой, то очередное досудебное требование по результатам независимой экспертизы. При отказе уже в суд.

Аватар пользователя Алексей

Мой автомобиль на данный момент находится в СТОА в Елино

Аватар пользователя Integral

Здравствуйте! Поставили по ОСАГО б/у детали, но поставленная деталь тоже с дефектом. Есть ли какие-либо требования к установленным б/у деталям? Грубо говоря, поставили рабочую фару, но с трещиной...Но работает...
Я, конечно, подписала заказ-наряд с согласием на использование б/у деталей, но нигде не сказано, что б/у-шки могут быть со сколами и тд. Вот как-тут можно обосновать? Что-то же должно быть. Какие-то правила установки бывших в употреблении деталей.
Спасибо!

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте. 

К бывшим в употреблении деталям Закон об ОСАГО никаких требований не предъявляет, поскольку замена должна производиться на новые детали. 

Однако, исходя из положений Методики расчета стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО, установленная деталь не должна препятствовать в дальнейшем назначению в отношении нее ремонтных воздействий или замены, по причине того, что деталь уже была поврежденной. Таким образом, деталь хоть и б.у. но должна быть целой, не битой, а в случае фары даже без царапин на плластике, не говоря уже о трещине. 

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.