Москва и область:+7 (499) 938-86-54
Санкт-Петербург:+7 (812) 467-34-58
Бесплатная линия:Бесплатная консультация:8 (800) 350-29-84
Бесплатная консультацияСпросить у юриста

Имеет ли право автосервис требовать доплату за ремонт по ОСАГО? Что делать?

Если требуют доплату по ОСАГО

Важные факты из статьи
  1. Требования автосервисов о доплате за ремонт отчасти основаны на законе, но в большинстве случаев продиктованы сложившейся ситуацией в области ОСАГО и незаконны.
  2. Доплачивать всегда можно отказаться.
  3. При отказе от доплаты полагается выплата деньгами.

Страховщик после получения полного комплекта всех необходимых документов обязан в пятидневный срок осмотреть ваш автомобиль и в двадцатидневный срок выдать направление на ремонт, или же в некоторых случаях произвести выплату деньгами. Первое может быть выдано на руки сразу после осмотра машины или же направлено почтой. В этом документе должна быть указана сумма ремонта, его срок и... возможный размер доплаты, которую якобы требуется доплатить.

В настоящее время в большинстве случаев доплата указывается 0 рублей, так как производимый ремонт должен осуществляться новыми запчастями. Исключением будут случаи, когда стоимость восстановления превышает лимит ответственности страховщика (или по европротоколу, или лимит в 400 000 рублей) и когда оба водителя признаны виновными в ДТП (так называемая "обоюдка").

Почему СТО просят доплатить по ОСАГО?

Указанные выше условия для доплаты прописаны в законе, они понятны и логичны, поскольку лимит ответственности страховщика ограничен. Но в большинстве случаев автосервис требует с потерпевшего денег потому, что на сумму, согласованную со страховщиком, физически нельзя произвести необходимый ремонт новыми запчастями и по технологии.

Это связано с тем, что цены из справочника РСА, который обязателен для подсчета ущерба по ОСАГО, сильно отличаются от рыночных цен на запчасти. Мастера в сервисе и рады поставить вам в соответствии с технологией производителя новый бампер на авто, но купить его за указанные в справочнике 2 500 тысячи рублей, в то время как в магазине он стоит 10, они не могут.

Итак, требуют ли доплату за ремонт на практике 2021 года? Да, часто не просто просят, а именно обуславливают возможность восстановления автомобиля дополнительными деньгами, так как страховая согласовала СТО недостаточно денег.

Полис ОСАГО есть, но требуются ещё деньги

Можно ли отказаться?

На этот вопрос есть однозначный ответ – да, можно.

В каких случаях это можно сделать:

  1. отказаться от требуемой доплаты за ремонт можно, если его стоимость превышает лимит ответственности страховщика в 400 тысяч рублей;
  2. если стоимость превышает лимит по европротоколу;
  3. если сумма, согласованная со страховой, меньше реальной;
  4. если вы уже согласились на доплату, но в ходе ремонта обнаружилось что нужно доплатить еще.

Во всех перечисленных выше пунктах в случае отказа доплатить страховщик обязан произвести выплату деньгами.

Какие ваши доказательства?

Ставшая крылатой, фраза из кинофильма Красная жара, как нельзя кстати подходит к нашим взаимоотношениям со страховщиками по ОСАГО. Тот факт, что у вас на СТО требовали доплату за ремонт, еще нужно будет доказать страховой компании, поскольку в автосервисе вам никакого документа, подтверждающего это, скорее всего не выдадут.

Поэтому советуем вам правильно готовиться к визиту на СТОА:

  • позаботиться о свидетелях, которые будут вместе с вами присутствовать на приёмке машины и подтвердят просьбу доплатить как условие восстановления машины,
  • вести видеозапись вашего визита от начала до самого конца.

При этом на записи должно быть отчетливо видно, куда вы приехали, по какому адресу, на какое СТО, какую машину будете сдавать в ремонт. Данная видеозапись существенно облегчит спор со страховщиком, если не в его офисе, так в суде уж точно!

Сервис может принять машину в ремонт без доплаты

Если вы приехали в автосервис, и у вас спокойно принимают машину в ремонт, то это серьезный звоночек о том, что что-то может быть не так.

Если вы уже получили направление заранее, внимательно его прочитайте. Там не должно быть никаких дополнительных согласий и соглашений со стороны потерпевшего. Например, на увеличение сроков ремонта, согласие на использование б/у запчастей, согласие на ремонтные работы не по технологии производителя.

Данные фразы могут быть указаны не только в направлении на ремонт, но и в других документах, которые будут давать на подпись в СТОА. Внимательно читайте всё, что подписываете, и требуйте копии для себя. Подписанные документы можно и нужно фотографировать.

Договор цессии

Отдельное внимание хотелось бы обратить на случаи, когда на СТОА по направлению страховщика предлагают подписать договор цессии (уступки права).

Договор цессии от автосервиса вместо доплаты

Подписание такого договора с автосервисом для потерпевшего, как правило, очень невыгодно. Кроме того, что там могут быть условия ремонта, о которых я писал в абзаце выше, так и любые претензии по качеству ремонта страховщику уже будет не предъявить. Ведь право предъявлять претензии уже передано тому, кто и будет производить ремонт. Гениально, не правда ли?!

Более того, в договоре цессии автосервиса может быть указано, что потерпевший передает также право требования к виновнику ДТП, а это значит, что произведя ремонт некачественными или подержанными запчастями, сервис потом будет иметь право получить с виновника деньги, как если бы они ремонтировали авто новыми запчастями по рыночным ценам.

Как получить качественный ремонт без проблем?

В данной статье в основном указаны случаи и моменты, на которые стоит обращать внимание неподготовленным потерпевшим при общении со страховщиками и СТОА. Но это не значит, что все ремонты по ОСАГО проходят по такому сценарию. При небольших повреждениях и ответственных сотрудниках на СТО ваша машина будет отремонтирована хорошо, качественно и в срок.

Для сторонников фразы "Хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам" тоже есть выход. После того, как страховщик выплатит страховое возмещение деньгами, выплатит его не в полном объеме или же не выплатит вовсе, можно добиться получения справедливой выплаты через финансового уполномоченного и суд. О том, как правильно действовать в таких случаях написано в нашей статье.

Об авторе
Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко
Начал изучать автоправо в личных целях, когда стал водителем. Поняв, что каждому автомобилисту недостаточно просто знать и соблюдать ПДД, но нужно еще уметь отстоять свои права на дороге или в кабинетах госорганов, стал делиться знаниями и помогать другим водителям. Так, постепенно хобби трансформируется в работу, которая тесно связана с автомобильной тематикой и законом Об ОСАГО, в частности.
Видео: 

Комментарии

Аватар пользователя Yevgeniy Pilyugin

Здравствуйте. СТО отказывает в приеме автомобиля для ремонта после дтп по направлению от страховой на основании отсутствия договора между СТО и страховой компанией. И требует перечисления денег на закупку запчастей и ремонт от страховой компании до проведения ремонта и только после этого примут автомобиль.

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Евгений. 

Ваша задача получить доказательства тому, что вы написали в вопросе и потом обращаться к страховщику с заявлением о разногласиях (досудебной претензией) ... ну и на ваш выбор, требовать либо деньги, либо ремонт 

Аватар пользователя Константин

Я правильно понял, что при направлении на СТО, страховая оплачивает только сумму, посчитанную по методике РСА? В этом случае не понятно зачем вообще законодатель ввел направление на СТО, если денег все равно никогда не хватает? если не ошибаюсь эти требования как раз вводились в законодательство для защиты потерпевших, чтобы у них независимо от методик получался автомобиль в виде как до ремонта. или я что-то не так понимаю?

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Константин. Вы все правильно понимаете, только без поправки на то, в какой стране мы живем)) Государство всё преподносит красиво, а на деле всё иначе...только головняка добавили и еще моментов, где потерпевшего могут надурить

Аватар пользователя Константин

Спасибо за ваш ответ. Я из него понял, что если есть возможность сразу потребовать оплату деньгами (а у меня она есть - у меня инвалидность), то надо так и делать?

У меня есть еще один вопрос - машина моя не на ходу и мой кузовщик сказал что нарушена геометрия. я написал в страховую сразу при подаче заявления на возмещение также заявление о том, что прошу провести осмотр внутренних повреждений и геометрии. Но в страховой при приеме мне сказали что это возможно только если я привезу машину за свой счет на свой сервис, где можно проверить геометрию и тогда они там могут сделать этот осмотр. Так ли это? Получается я плачу за эвакуатор туда и обратно да еще и за проверку. при том что сейчас еще все равно чинить ничего нельзя (поскольку, возможно, понадобятся еще экспертизы).

У меня есть еще один вопрос, но я его задам в соответствующей статье, чтобы последующим читателям вашего сайта было удобнее.

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Константин. Да, если у вам полагается выплата в силу закона, то вы можете сразу просить деньгами выплатить, при этом приложите к заявлению документы подтверждающие инвалидность, так будет надежнее. 

Осмотреть авто - это полностью обязанность страховой. Т.е. они должны вызвать эвакуатор, отвезти, осмотреть, привезти. Вам они деньги за всё это не вернут, ну как...вернее вернут, по их словам, но на деле просто вычтут сумму из страховой выплаты и всё. 

В заявлении надо было указывать, что машина не на ходу и указывать адрес по которому её необходимо осмотреть. Если они полностью не осмотрят, ничего страшного...потом вы напишите им заявление на проведение независимой экспертизы...пусть проводят. Если не захотят, тогда вы организуете свою....ну или не экспертизу, а осмотр с разбором и диагностикой. Потом фотографии финунсовому уполномоченному отправите, там они свою экспертизу по ним проведут 

Аватар пользователя Станислав

Дмитрий, добрый день! Спасибо, что описали мошенническую схему при заключении договора Цедента. У нас аналогичный случай. Полтора года назад супруга стала виновницей аварии, ударила машину в задний бампер. И вот на днях какой-то ИП Осипов присылает претензию в наш адрес, что мы ему должны 23,0 тыс.рублей. Так как какая-то экспертная компания насчитала дополнительную сумму выплаченной Стаховой компанией с учетом износа. Что делать? Потерпевший хотел получить деньги и сам отремонтировать автомобиль. Но ему ИП Осипов (он же и ремонтная организация, он же и Экспертная организации и еще и соседи Страховой компании) сказали, что денег он не получит, обязательное условие подписать договор Цессии.

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Станислав. В вашем случае, особо вариантов нет, но если есть желание попробовать, тогда надо смотреть, почему страховщик не организовал обязательный ремонт...ну т.е пусть доказывает, что у него не было договоров с сервисом или еще что-то. Также внимательно читайте документы, сам договор цессии, что и как было уступлено и отремонтировано. Пусть доказывают, что отремонтировали новыми запчастями, за которые требуют выплату. Но если там поставлено на поток это всё, то скорее всего там всё сделано более или менее правильно. Поэтому с учётом суммы...может есть смысл мировое заключить даже. Тысяч на 15. Просто, если вы сами не справитесь, то юрист вам может дороже обойтись даже. 

Аватар пользователя Клестов Дмитрий Анатольевич

Добрый вечер подскажите, дайте дельный совет по страховому случаю
сто насчитала ремонт на 474 тысячи но по осаго лимит 400 тыс. сто просит доплатить но я не хочу доплачивать могу ли я получить выплату в 400 тыс. от страховой тем самым отказаться от ремонта

Аватар пользователя TonkostiOSAGO

Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич.

Вы можете рассчитывать на выплату (и именно Вам в этом случае предоставлено право выбора), если сумма ущерба превышает предельный размер возмещения по ОСАГО на основании подпункта "д" пункта 16.1 статьи 12 ФЗ-40.

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Дмитрий. Вы можете получить выплату, если откажетесь от доплаты, но вот размер выплаты будет зависеть от процента износа, который будет применяться при разсчете ущерба. Выплата производится за вычетом износа и если, к примеру, он составит 50% в вашем случае, то вы получите где-нибудь тысяч 250. После выплаты, вы, конечно, будете иметь право получить разницу с виновника ДТП, но это при условии, что он платежеспособен. 

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Да, кстати, в вашем случае может даже будет выгоднее отремонтироваться и потом предъявлять страховой претензии по качеству ремонта. 

Аватар пользователя Алексей

Здравствуйте. Попытался предоставить авто в ремонт в стоа при свидетеле. Сервис отказал в виду, что нужно дополнительно осматривать, согласовывать, заказывать з/ч и тд. Я отразил это в претензии в страховую. Прошло 30 дней. Сервис еще не согласовал со страховой стоимость. Вопрос:
1. Сервис говорит, что получает деньги с учетом износа и сейчас этих денег вероятнее всего не хватит. Хотя в направлении указана стоимость без учета износа. Правда ли это? И страховой проще добавить 30-50 тысяч нежели я буду обращаться в суд и попадать автоматически на штраф?
2. Имею ли право писать досудебную претензию, финомбудсмену, и потом в суд на требование возместить без учета износа в связи с невыполнением обязательств?

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Алексей. Только со свидетелем у вас мало шансов что-то доказать в суде и финансовому уполномоченному. Нужно было снимать видео. 

Если в ремонт машину не взяли, то следующий этап - заявление о разногласиях в страховую (не знаю, что за претензию вы писали в СК, такое или нет). После того, как ск ответит или пройдет срок на ответ, нужно подавать заявление финансовому уполномоченному. Только потом в суд. 

СК по закону об ОСАГО сервису должна платить без учета износа....но даже этих денег может не хватить на ремонт....поэтому, может вы просто не так поняли сервис. 

На штрафы и неустойки страховщику параллельно...так, что пугать или шантажировать их судом вообще не вариант) Еще не факт, что вы выиграете...суд может посчитать, что вы не доказали тот факт, что сдавали машину в ремонт и вам отказали. 

СК просто принесет бумагу из сервиса, где будет сказано, что никто вам не отказывал и всё. 

Аватар пользователя Михаил

Здравствуйте. Хотел бы узнать, в каком случае в сервисе требуют доплату. Если суммарно превышает сумму от страховой или по каждому элементу? Предположим, в справочнике РСА фара и капот по 15 т.р., итого 30 т.р. А в реале фара 10т.р., капот 20 т.р., т.е. получается те же 30. В сервисе могут сказать, что по фаре они смогут закупить, а по капоту доплатите 5 т.р., т.к. реальная цена именно этого элемента превышает расчётную? Или главное, чтобы общая сумма не превышала?

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Михаил. Такой вопрос надо задавать каждому сервису, за что и как они доплату требуют, законом это не урегулировано. Но в общем случае речь всегда идет о сумме ремонта, её или хватает на весь ремонт или нет. Вот если не хватает, то просят доплатить. 

Аватар пользователя Любовь

Здравствуйте! Я -пострадавшая в ДТП, у меня Газель бортовая, 2012 г.в. СК в заявлении о направлении на СТО добавила фразу "Согласен да оплату в кассу СТО стоимость износа деталей", объясняя:это тем, что Газель не легковой автомобиль. В направлении будет указана сумма на ремонт с учетом износа (296 т.р. - полная сумма, 186,7 т.р. - с учетом износа). Подскажите, пожалуйста, действительно есть разница какой автомобиль у пострадавшего: легковой или бортовой (в моем случае)?

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Любовь. Разница в способе страхового возмещения для легковых и грузовых авто есть. В вашем случае надо смотреть, что написано в СоРТС и ПТС...какой тип авто нам указан или легковой или грузовой. Хотя суды могут всё равно решать по понятиям и считать авто грузовым (т.к это Газель да еще и бортовая, типа все же понятно, что она для перевозки грузов). 

Так вот...в соответствии с законом об ОСАГО если авто грузовой, о чем страховщик сам заявляет, вы вправе самостоятельно выбрать ремонтировать авто у страховой или получить деньгами....обязательного ремонта для грузовых авто нет. 

Следующий момент. Выплата или ремонт в вашем случае, в любом случае с учетом износа...поэтому, нет никакого смысла доплачивать сервису и чиниться от страховой. Можно эту же сумму получить деньгами, а недостающую разницу между выплатой и рыночной стоимостью ремонта взыскать с виновника ДТП. 

Что касается вписывания чего-то в направление на ремонт...не стесняйтесь вписывать туда своё...если там указано, что вы согласны, а это не так....значит рядом пишите, что не согласны и заверяете своей подписью. Это касается и всех остальных "согласий" которые любят страховщики вписывать...на увеличение сроков ремонта, на использование б.у запчастей и т.п. 

Но еще раз повторюсь, в вашем случае, если виновник известен, лучше в страховой получить деньгами, а разницу с виновника. Если вы уже написали в заявлении о страховом возмещении, что хотите ремонт, то можете подать еще одно с другим требованием, а можете просто заявление подать, что передумали и просите деньгами. Только всё письменно с отметками о получении страховщиком этих документов. 

Аватар пользователя Любовь

Здравствуйте, Дмитрий! спасибо за оперативный ответ. В ПТС, в строке тип ТС указано: бортовой, в строке категория ТС - "В". Подскажите, пожалуйста, где в законе об ОСАГО, идет речь о разнице возмещения ущерба легковому и грузовому ТС. В 1 главе дано понятия только ТС.

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Любовь. Статья 12. Там пункт 15 и 19 по вашему вопросу

Аватар пользователя Любовь

Дмитрий, добрый день! можно еще вопрос? направление на ремонт получили, в нем указан лимит на ремонт 400 тыс.руб. и доплата за износ 94,6 тыс.руб. Вопрос: доплата идет в том числе?

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Любовь. Немного не понят вопроса...включена ли доплата в лимит? Нет. Даже если из лимита будет только 200 000 использовано, то вам всё равно доплачивать придётся. 

В вашем случае износ 50%, значит сумма ремонта по ОСАГО не более 200 000 рублей. Деньгами вам выплатят почти столько же сколько износ, может немногим больше, т.к. на работы износ не назначается. Скорее всего 100 - 115 тысяч. Остальную разницу с виновника можете взыскать. 

Аватар пользователя Любовь

Дмитрий, добрый день. Не поняла Ваш ответ. Что доплату вносить я понимаю. Вопрос был об общей сумме лимита: увеличивается ли он на сумму моей доплаты? По предварительным расчетам СК сумма была 296 тыс.руб., в т.ч. износ 100 тыс.руб. В направлении указан лимит 400 тыс.руб. и возможная доплата потерпевшего 94 тыс.руб. Ремонт м.б. выполнен на сумму 494 тыс.руб. или только 400 тыс.руб.?

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Любовь. А, это значит я не так понял ваш вопрос. Конечно увеличивается...можете хоть миллион сервису доплатить, на лимит по ОСАГО и ответственность страховщика в рамках этого лимита доплата не повлияет. Страховщик максимально может потратить на ваш ремонт 400 000, а доплатить вы можете сколько угодно. 

Аватар пользователя Любовь

Дмитрий, добрый день! Спасибо за подробный и оперативный ответ.

Аватар пользователя Мария

Добрый день! Ремонт по ОСАГО,СТО просит доплату,тк сумма в направлении на ремонт не достаточная. Какие варианты возможны? Есть ли смысл обращаться в СК для увеличения суммы?

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Мария. Ну возможно много вариантов, смотря что вы в итоге хотите. СК за ремонт платит по методике ОСАГО и по этой методике, денег в любом случае на ремонт не хватит, поэтому, страховщик может всё правильно посчитал, но денег всё равно не хватает сервису. 

Можно доплатить сервису, а можно не доплачивать и там, и там есть варианты. Если доплатить, то потом не факт, что получится взыскать стоимость доплаты с виновника. 

Если не доплачивать, страховщик обязан будет выплатить деньгами и вы праве потребовать возмещения убытков, т.е. всю сумму необходимую для ремонта по рыночным ценам. НО это в случае если вы всё делали правильно и у вас есть доказательства того, что машину вы предоставили на ремонт, а у вас её в ремонт не приняли. Это или письменный отказ СТО или видеозапись, на котой всё снято, весь ваш визит от начала и до конца. 

В общем дела обстоят так. А вообще, каждый случай нужно рассматривать отдельно и смотреть документы. Только потом есть смысл принимать какое-то решение. 

Аватар пользователя Любовь

Дмитрий, добрый день. Сдали сегодня машину на СТО, по направлению СК. Направление выдано на ремонт, а в расписке сотрудник СТО указала, что приняли на дефектовку. На мой вопрос с какого времени начинается отсчет 30-ти дней на ремонт, ответили с момента получения запасных частей, которые закажут после дефектовки. Это действительно так? и о каких днях, рабочих или календарных, идет речь?

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Любовь. Действительно ли они начнут отсчитывать 30 дней с момента как придут запчасти? Скорее всего да. Срок в 30 РАБОЧИХ дней начинается с момента как потерпевший предоставит машину в ремонт. Формально, в вашем случае, вы машину в ремонт не сдали. 

Можно предположить, что к ремонту вашего авто они могут приступить через месяц, может чуть меньше. 

Страницы

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.