Москва и область:+7 (495) 109-30-96
Санкт-Петербург:+7 (812) 309-83-41
Бесплатная линия:Бесплатная консультация:8 (804) 333-16-88
Бесплатная консультацияСпросить у юриста

Ремонтируют и выплачивают ли по ОСАГО, если на детали есть коррозия?

ОСАГО и сквозная коррозия

Важные факты из статьи
  1. Страховщик в 2024 году имеет законное право отказать в покраске элемента, который имел сквозную ржавчину.
  2. Обратите внимание, речь идёт именно об исключении конкретной детали из расчёта возмещения, а также только покраски.
  3. Однако, на практике страховые компании могут не посчитать деталь, даже если там есть небольшие "рыжики".

Иногда при определении размера возмещения ущерба по ОСАГО происходит так, что отказа от выплаты или направления на ремонт как такового нет, но вам решили не посчитать ту или иную деталь в восстановлении. Такое происходит в целом ряде случаев, и один из них – если этот компонент уже требовал ремонта до ДТП, а страховой случай лишь усугубил ситуацию. Страховщик, таким образом, считает: "Почему я должен выплачивать за деталь, которая и до аварии требовала замены и/или ремонта?". Именно так происходит по закону 2024 года и в том случае, если запчасть имеет ржавчину. Но не любую и не везде. Вот только страховые компании очень часто злоупотребляют своим правом. Но давайте обо всём по порядку!

Страховая отказала в покраске ржавой детали – это законно?

Нередко, к сожалению, да. Это законное право страховщика не возмещать ущерб от ДТП за компонент транспортного средства, который уже до этого требовал ремонтных воздействий, в том числе коррозийный. Однако, законодательство 2024 года очень чётко регулирует данное право в плане границ тех случаев, когда потерпевшему можно отказать в ремонте.

Так, есть 3 случая, когда деталь не подлежит окраске:

  • если на детали имеется сквозная ржавчина,
  • если до ДТП требовалась покраска не менее 25% площади запчасти,
  • если цвет этого компонента отличается от цвета кузова (кроме случаев, когда такое специально сделано, и кузов многоцветный).

Таким образом, страховая компания, действительно, имеет законное право отказать в возмещении по ОСАГО ущерба от ДТП конкретной детали, если на ней имеется сквозная коррозия.

Такое положение дел определяет Единая методика расчёта страхового возмещения. Вот так звучит официальная трактовка пункта 1.6 этого нормативного акта:

Если на момент дорожно-транспортного происшествия на детали имелась сквозная коррозия, либо уже требовалась окраска более 25 процентов ее наружной поверхности, либо цвет окраски повреждённой детали не соответствует основному цвету кузова транспортного средства (за исключением случаев специального цветографического оформления), окраска такой детали не назначается.

То есть в неполучении выплаты здесь 3 важных тонкости:

  1. страховщик всё ещё не имеет права отказать вам в страховом возмещении вообще (в том числе и за другие повреждения), а только за ту деталь, где есть ржавчина,
  2. эта коррозия должна быть сквозной – разного рода начавшие "рыжеть" сколы, глубокие царапины и даже ржавое пятно, которое нельзя признать (в рамках экспертизы) сквозным, иначе деталь может быть окрашена,
  3. отказ будет именно в покраске этой детали.

Давайте рассмотрим 2 примера. Вот такая сквозная ржавчина повлечёт за собой исключение крыла из суммы расчёта страховой выплаты или из ремонтных работ при направлении на ремонт:

Сквозная ржавчина, влекущая отказ в выплате по ОСАГО
Такая ржавчина, очевидно, приведёт к отказу в страховом возмещении ОСАГО

А вот такая коррозия потребует исследования экспертом-оценщиком:

Спорная по выплате коррозия на крыле

То есть, если с внутренней стороны такого крыла также будет проступать эта ржавчина, то отказ в возмещении повреждений этого крыла в ДТП в 2024 году будет законен.

Что делать, если есть коррозия?

Обратите внимание, что в законодательстве речь идёт об отказе выплаты или ремонта в виде именно покраски компонента с ржавчиной.

Если ваше крыло, дверь, крыша, капот, багажник или другие детали машины требуют не только покраски, но и замены, то в этом случае при расчёте стоимости возмещения по ОСАГО страховщик обязан посчитать замену данной детали. Только покраска не будет включена в такой расчёт.

Таким образом, оплачивать окраску компонента придётся либо из собственного кармана, либо подать претензию к виновнику ДТП – причинителю вреда. Несмотря на то, что судебной практики в 2024 году по таким делам недостаточно, есть множество похожих по смыслу судебных решений касательно того случая, когда законодательство по ОСАГО предусматривает неполную выплату ущерба по страховке, а возмещение недостающей части с виновника.

Речь идёт об износе: страховщик считает сумму возмещения с учётом износа, а право потерпевшего – восстановить автомобиль до доаварийного состояния. Поэтому суды удовлетворяют требования потерпевших о дополнительной выплате этой разницы причинителем вреда имуществу.

С другой стороны, в том случае, если вам страховая компания выдаёт направление на ремонт, то можно договориться с автосервисом о вашей доплате за покраску детали, которая имела ржавчину. Равно как чаще всего виновники идут навстречу о возмещении непосредственно СТО этих работ, так как такое досудебное урегулирование позволит избежать судебных издержек. Просто предложите виновнику такую схему.

Что делать, если страховщик отказывает незаконно?

Другая тонкость, что на практике 2024 года даже небольшие рыжики на кузове автомобиля позволяют страховщика не грешить отказами в покраске таких деталей. Незаконном отказе, конечно же!

Но даже если вы решите, что вам всё равно, и предъявите требование о доплате виновнику ДТП, то и тот может отказать на основании того, что ржавчина на вашей машине была не сквозной.

В этом случае придётся соблюсти порядок предъявления претензии страховщику:

  1. сначала подаётся заявление о разногласиях страховщику,
  2. при отказе в урегулировании подаётся обращение к финансовому уполномоченному,
  3. если и последний не решил вашу претензию, то направляется исковое заявление в суд.

Подробный порядок с образцами всех указанных документов мы привели в отдельной статье об этом.

Комментарии

Аватар пользователя Михаил

При осмотре автомобиля после ДТП оценщиком было принято решение о замене заднего крыла, при этом было сказано, что есть вероятность повреждения арки, хотя это было очевидно, потому что был замят стык этих деталей. На вопрос почему он не хочет вносить это повреждение в протокол осмотра, он ответил, что это надо осматривать в мастерской. Через день из страховой пришел такой ответ, что в связи с экономической целесообразностью замену крыла отменить, а произвести ремонт или денежную выплату примерно в четверть стоимости крыла. Стоимость других частей в расчет не вошла. Это откровенное жульничество со стороны страховой. Когда я согласился на ремонт и задал вопрос: "как быть с цинковым покрытием крыла, как его восстанавливать?" Ответ был такой, что никто его делать не будет. Современные автомобили имеют оцинкованые кузова. При ДТП и при проведении кузовных работ оцинкованое покрытие повреждается. Многие кузовные части на замену идут не оцинкованые. В документах прописано только воссновление лакокрасочного покрытия. Об оцинковке ничего. Большинство клиентов, ремонтирующие свои авто, на это не обращают внимание. Хотя, известно, что кузов, в месте поврежденной оцинковки, ржавеет намного быстрее. Для нормального восстановления оцинкованого покрытия на СТОА нет ни желания ни возможностей, хотя в законе написано, что закон дает потерпевшему в ДТП право на полное возмещение ущерба от него путём восстановления транспортного средства. Обратите внимание, полного восстановления, а не частичного." Как сделать так, чтобы требование восстанавливать оцинковку было нормой?

Аватар пользователя TonkostiOSAGO

Здравствуйте, Михаил.

Согласно Положению ЦБ РФ О Единой методике определения расходов на восстановление, ремонт должен быть произведён на те комплектующие, которые допустимы к установке заводом-изготовителем. То есть, если завод допускает установку только оцинкованного крыла, то устанавливаться должно только оцинкованное.

В противном случае Ваши действия должны быть как при некачественном ремонте по ОСАГО.

Аватар пользователя Дмитрий Тиковенко

Здравствуйте, Михаил. После произведенного ремонта вы можете сделать экспертизу его качества и там эксперт решит, что её не делали, а должны были по регламенту производителя и сможете взыскивать стоимость этих работ деньгами. А может эксперт придет к выводу, что его вообще надо было менять, а не ремонтировать...но для этого должен быть сделан хороший осмотр ДО того машину будут ремонтировать. 

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.