Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?
- Право конечного выбора, выдать направление на ремонт или произвести выплату, по закону принадлежит страховой.
- Но потерпевшему полезно будет указать в заявлении о возмещении желаемую форму компенсации.
- Как правило, страховой выгоднее выплатить финансами, если автомобиль старше 3-5 лет, но есть и законные ограничения, когда на ремонт после ДТП направлять запрещено.
Весной 2017 года произошло важное событие в мире страхования ОСАГО – страховым законно разрешили направлять потерпевших в ДТП на ремонт вместо выплаты деньгами. Такая схема действовала и до нового закона, но страховщик мог лишь предложить владельцу машины натуральное возмещение. Как обстоят дела со всем этим в 2024 году? Можно ли самому выбрать: направление на ремонт или выплату получить по страховому случаю ОСАГО? Как это работает с европротоколом? Всё это, а также что лучше из этих двух видов возмещения и почему мы выясним в данной статье.
Деньги или ремонт – кто выбирает?
Право выбора в 2024 году принадлежит страховой компании. Увы, но это так. Такое правило действует с 28 марта далёкого уже сейчас 2017 года, когда вступил в силу Федеральный закон №49-ФЗ о внесении изменений в закон об ОСАГО.
С тех пор при ДТП страховой организации предоставлено право конечного выбора. Но первоначального голоса и собственников автомобилей не лишили. А работает это на сегодняшний день следующим образом:
- при подаче заявления о страховом возмещении вы вправе выбрать выплату деньгами или направление на ремонт (подпункт "ж" части 16.1 статьи 12 ФЗ "Об ОСАГО"),
- страховщик рассматривает заявление и принимает конечное решение при выборе из этих двух видов возмещения.
Таким образом, решающий выбор, выплата положена при том или ином страховом случае или ремонт, принадлежит страховой, но вам всё же следует указать в заявлении о возмещении после ДТП предпочтительный способ – возможно, удастся прийти к соглашению.
Деньги или направление при европротоколе
Нет никакой существенной разницы, каким образом было оформлено ДТП. Законодательство об ОСАГО, действующее на 2024 год, не разделяет, с помощью европротокола было оформлено происшествие или же с участием сотрудников ГИБДД.
Если вы где-либо слышали информацию о том, что при европротоколе положены только деньги, то это неправда. Такой нормы нет ни в Федерально законе Об ОСАГО, ни в правилах страхования, ни в каких-либо указания Центробанка и иных правовых актах.
В каких случаях страховая направляет на ремонт?
Если кратко, то во всех случаях, когда это выгодно, и автосервисы, с которыми у страховщика заключён договор на проведение ремонта по ОСАГО, удовлетворяют требованиям Федерального закона.
На сегодня у всех страховых компаний по ОСАГО в приоритете направление на ремонт, включая такие распространённые организации, как Росгосстрах, Альфастрахование, РЕСО Гарантия, Ингосстрах и другие.
Для страховой компании лучше направить на ремонт в случаях:
- если автомобиль, попавший в ДТП, достаточно свежий по годам (как правило, не старше 3-4 лет), и калькуляция с учётом износа будет не занижена от реальной стоимости восстановительного ремонта,
- ещё выгоднее, если речь идёт о машине старше 2 лет, но младше тех же 3-4 лет.
Как видим, выбор ремонта или выплаты здесь кроется в двух важных критериях:
- чем старше авто, тем меньше страховая заплатит, так как при расчёте возмещения учитывается износ деталей транспортного средства – чем старше авто, тем больше износ, и тем на меньшую сумму будет посчитана каждая запчасть (это не касается калькуляции работ по восстановлению); так, если машине более 5 лет, то износ может достигать 50% (но не более);
- законодательство 2024 года по ОСАГО устанавливает правила "игры" для страховщиков; так, если машине менее 2 лет "от роду", то страховая обязана отправить её только к официальному дилеру, а стоимость услуг дилеров, как правило, существенно выше, поэтому проще заплатить деньгами.
Вам как потерпевшему в ДТП лучше обратные условия от вышеперечисленных: если у вас авто свежих годов, то лучше получить выплату, а для старых машин – лучше ремонт.
В каких случаях для страховой выгоднее выплата?
И наоборот от вышеописанного – если автомобиль достаточно старый, то в случае направления на ремонт страховая должна будет на свои деньги купить запчасти. А б/у детали закон запрещает закупать для восстановления авто после ДТП. Зато при выплате деньгами учитывается износ. Поэтому последний вариант и выгоднее для страховой.
Так, если вашему автомобилю более 5 лет, то с большей долей вероятности вам произведут выплату деньгами.
Ещё один вариант выгоды выплаты кроется в несовершенстве Единой методики расчёта возмещения ОСАГО. Так, стоимость некоторых деталей по такой методике может быть достаточно низкой, а фактически они стоят значительно дороже. В таком случае страховщику выгоднее заплатить потерпевшему деньгами по расчёту из Единой методики, нежели самостоятельно оплачивать купленные СТО детали.
Но, помимо выгоды, для страховой есть и законодательные ограничения для возможности направить потерпевшего в аварии на ремонт. На сегодняшний день выплата вместо ремонта будет положена в случаях, когда:
- срок восстановительного ремонта длится дольше 30 дней (ст. 15.2 ФЗ Об ОСАГО) – в этом случае при превышении этого срока потерпевшему будет "капать" неустойка по 0,5% за каждый день просрочки, и страховая при прогнозе длительности ремонта выплатить деньгами,
- дальность ближайшего СТО от места ДТП или места жительства потерпевшего более 50 км, а организовать эвакуацию автомобиля для страховой слишком дорого (абзац 2 ст. 15.2),
- у страховой организации нет договора с официальным дилером по марке вашего автомобиля, и при этом машине менее 2 лет (абзац 3 той же статьи),
- страховой случай признан "тоталом" (полной гибелью автомобиля) – статья 16.1 ФЗ Об ОСАГО и ниже также данная норма,
- потерпевший во время ДТП (или после аварии) погиб,
- потерпевший получил тяжкий или средней тяжести вред здоровью, и при этом в заявлении выбрал выплату,
- потерпевший является инвалидом, и при этом в заявлении выбрал выплату,
- если сумма ремонта по калькуляции более лимита в 400 тысяч рублей.
Комментарии
Виктория
9 Октября, 2019 - 21:17
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
страховая отказывает в направлении на ремонт, предлагает только выплату. А/м 4 года. Как добиться направления на ремонт в СТОА?
Дмитрий Тиковенко
9 Октября, 2019 - 21:32
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Здравствуйте, Виктория.
Что лучше, ремонт или выплата, конечно каждый сам для себя решает, но раз вы так хотите ремонт, то в принципе требование не отличается от требования выплаты. Также после отказа подавать заявление о разногласиях, потом финупу...потом в суд с иском о понуждении произвести восстановительный ремонт.
Но еще надо учитывать на каком основании отказывает страховщик
Игорь
14 Октября, 2019 - 13:44
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Добрый день!
произошло дтп,я потерпевший,по осаго страховая компания предложила сумму(которая меньше нужной на ремонт) и подписать соглашение,я отказался,тогда они сказали будут отправлять машину на ремонт,что тоже меня не устраивает(в нашем городе это 1 сервис,который ужасно чинит),
1)есть ли смысл подавать на независимую оценку сейчас?
2)должна ли страховая без подписания договора выплатить сумму,которую насчитала(предложила) или без этого договора они отправят на ремонт?
3)Если пройдет 20 дней после оценки и если страховая компания никак не обозначит себя можно смело писать заявление о получении выплаты?
Дмитрий Тиковенко
14 Октября, 2019 - 17:53
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Здравствуйте, Игорь.
1. Есть смысл делать только для себя, чтоб знать точный размер ущерба...т.к. в направлении тоже будет указана сумма и перечень работ (перечень работ может быть и в акте приема-передачи). Стоимость экспертизы вам вряд ли получится возместить...только если дело додет до суда.
2. Должны отправить на ремонт, НО если у них нет станций удовлетворяющих требованиям предъявляемым к ремонту, то тогда они могут без соглашения выплатить деньги. Есть еще иные исключения из общего правила. Их можно почитать в п. 16.1 ст. 12 ФЗ об ОСАГО.
3. Написать заявление можно, только это будет не заявление о выплате, а заявление о разногласиях в рамках вашего спора об исполнении страховщиком своих обязанностей.
Валерий
15 Октября, 2019 - 07:54
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Страховая согласовала сумму ремонта автомобиля для сервиса одну, но сервис зятянул сроки, а мне теперь предлагают сумму на 25% меньше. Законно ли это?
Дмитрий Тиковенко
15 Октября, 2019 - 14:19
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Здравствуйте, Валерий. Из вашего вопроса мало что понятно о ситуации.
Какие сроки затянул сервис, какую сумму вам предлагают, кто предлагает, за что и почему...
Ирина
15 Октября, 2019 - 17:43
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Оформили европротокол.
Документы подали в центр урегулирования убытков (партнёры СК).
Там же спустя 2 часа озвучили расчет.
Я подписала соглашение на эту сумму.
Могут ли по ОСАГО отказать в выплате и направить на ремонт, если я уже подписала соглашение, а СК ещё нет ?
И если да, то можно ли потом оспорить это решение (машину уже начали чинить за свой счёт).
Спасибо.
Дмитрий Тиковенко
15 Октября, 2019 - 21:25
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Здравствуйте, Ирина. Интересный вопрос.
В законе указано, что соглашение должно быть достигнуто между страховщиком и потерпевшим. В ситуации, когда вы подписали его, а страховщик нет, получается, что такое соглашение не достигнуто, соответственно возмещение может быть произведено на общих основаниях, т.е выдано направление на ремонт.
Оспаривать будет нечего. Это воля страховщика, заключать с вами соглашение или нет.
Ирина
17 Октября, 2019 - 15:02
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Да, я это понимаю.
Но получается нас ввели в заблуждение независимые эксперты, которые назвали сумму возмещения ущерба. Они подтвердили, что сумма зафиксирована и мы уже можем ставить машину на ремонт (что мы и сделали). А оказывается, что СК компания ещё не приняла решение, выплатить деньги или дать направление? Посоветуйте, как быть в этой ситуации.
Дмитрий Тиковенко
18 Октября, 2019 - 21:10
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Я не могу знать, приняла СК решение или нет. Если выдаст направление, тогда надо смотреть, всё ли они правильно сделали и уложились ли в срок. Какая сумма там будет указана, все ли повреждения будут перечислены, если вообще будут. Что за сервис и где он...т.к есть требования и к сервисам. Ну и пытаться сделать так, чтоб появилось право требовать выплату деньгами...
Татьяна
29 Октября, 2019 - 21:57
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Здравствуйте! 28.10.2019 во дворе дома пьяный водитель грузовой газели въехал в мой припаркованный автомобиль. Пострадал в том числе и передний номерной знак. Соседи вызвали сотрудников ГИБДД, они оформляли ДТП. Моей машине 4 года. Страховая направит на ремонт к официальному дилеру? Подскажите, а за изготовление номерного знака кто возместит?
Дмитрий Тиковенко
30 Октября, 2019 - 01:49
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Здравствуйте, Татьяна. Нет, страховщик не направит вас на ремонт к ОД. Про номер как повезет, знаю случаи когда страховщик платил, но вообще обязан возместить причинитель вреда
Лариса
31 Октября, 2019 - 16:29
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Добрый день.
Потерпевшая сторона. Автомобиль Lada 21102 2002 г. в. Повреждения серьёзные но не фатальные . Страховая- Ингосстрах. ДТП оформлено сотрудниками ГИБДД. Пострадавших нет. Причинение вреда другим нет. Что лучше в моём случае ремонт в СТОА (всего два в нашем городе, оба не дилеры. Про одно СТОА отзывы отвратительные, у второго указан адрес которого в городе не существует) или выплата? Что, вероятней всего, предложит страховая?
Дмитрий Тиковенко
31 Октября, 2019 - 16:46
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Здравствуйте, Лариса.
Страховая обязана направить на ремонт, но что и как они будут делать только они знают. А по поводу того, что лучше...наверно выплата, т.к потом проще ремонтировать и следить за качеством ремонта. В вашем случае выплата будет с 50% износа...поэтому, грубо говоря, еще 50% выплаты можете требовать с причинителя вреда (виновника ДТП)
Лариса
2 Ноября, 2019 - 08:55
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Спасибо за ответ. Какова последовательность действий: сначала ремонт потом требовать компенсацию с виновника, или экспертиза по затратам-требование компенсации с виновного-ремонт?
Дмитрий Тиковенко
3 Ноября, 2019 - 23:19
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
По закону, можно и так и так...в первом случае вы фактический ущерб доказываете документами по ремонту, а во втором - экспертизой.
Некоторые судьи, которые не совсем понимают, что и как надо взыскивать в таких случаях, требуют именно документы на ремонт по первому варианту. Так что выбирать или вам или представителю, как лучше и проще будет для дела.
Юрий
1 Ноября, 2019 - 02:36
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Добрый день! 29.09.2019 года попал в ДТП (потерпевшая сторона). Получил денежную выплату. Но, страховая от полученной денежной выплаты сказала заплатить за отказ в ремонте. Обязан ли я платить? Заранее спасибо.
Дмитрий Тиковенко
1 Ноября, 2019 - 07:55
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Здравствуйте, Юрий.
Первый раз такое вообще слышу, чтоб страховой еще откат делали, за то, что произвели выплату) Конечно же ничего не обязаны платить.
Можно поподробней кто за что и как требует заплатить?
Лариса
2 Ноября, 2019 - 07:54
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Добрый день.
Пострадавшая сторона. Авария .10.19 автомобиль Лада 21102 2002г.в Повреждения сильные но не "тотал", на наш взгляд (с места аварии до дому доехали сами, хоть и с трудом, без эвакуатора). Страховая Ингосстрах, в списке сервисов страховой (на их сайте)для Лады только два СТОА указано. По одному отзывы отвратительные, второй на карте в 2GIS по адресу вообще не нашли (нет такого дома на указанной улице, и по названию тоже не нашли). Хотим получить выплату деньгами или отремонтироваться в проверенном сервисе которого нет в списке страховой, реально это?
Анастасия
3 Ноября, 2019 - 15:01
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Добрый день.
Я пострадавшая сторона. Авария с пострадавшими (дело по административному правонарушению закрыли, по здоровью претензий не имели, отделались ушибами хотя скорая и увозила меня в травму), оформляли аварию сотрудники полиции. Страховой полис есть у обеих сторон. Мой автомобиль 2002г. в какую страховую я должна обращаться в свою или виновного в ДТП? Какие сроки установлены для обращения в страховую? Ни как не могу получить само постановление по аварии - то ещё не поступило, то у меня рабочее время, то выходные и праздничные дни (с момента аварии уже прошло 8 дн.).
Дмитрий Тиковенко
3 Ноября, 2019 - 23:13
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Здравтсвуйте, Анастасия. По вашему делу, раз увозили на скорой, должно быть административное расследование начато, а оно длится 2 месяца, так что возможно придется подождать документы из ГИБДД.
Даже, если у вас ушибы, то это вред здоровью, за ушибы даже выплаты полагаются, рублей 500 вроде, но все же) И соответственно, если есть пострадавшие, то обращаться в страховую виновника.
Если же каким-то образом о пострадавших в документах не будет указано, тогда можно и в свою.
Илья
3 Ноября, 2019 - 18:33
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Здравствуйте. Проконсультируйте пожалуйста.Потерпевшая сторона.31.10.2019 попал в ДТП, в ходе которого был разрыв заднего бампера , разрушен задний фонарь ,крыло заднее нарушено,машина 2004г. Обратился в страховую компанию РЕСО ГАРАНТИЯ, произвели выплату в размере 13000. С данной выплатой не согласен, т.к. в эту сумму невозможно уложиться чтобы отремонтировать машину(покупка новой или даже Б/У запчастей,услуги ремонта,возможно покраски ). Подскажите пожалуйста, что нужно сделать, чтобы выплату пересчитали и выплатили действительную стоимость ремонта?
Дмитрий Тиковенко
3 Ноября, 2019 - 23:15
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Здравтсвуйте, Илья. Вам в помощь мы опубликовали статью, там все подробно описано, как и что надо делать и как это делать правильно.
Виталий
4 Ноября, 2019 - 12:08
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Здравствуйте! Я потерпевшая сторона. Подскажите как лучше поступить? И возможно ли получить денежную выплату, не уверен в качестве работ СТОА (не дилер), предлагаемых страховой. Машина 2018 года . ДТП оформлено сотрудниками ГИБДД. Пострадавших нет. Причинение вреда другим нет. Ущерб незначительный.
Дмитрий Тиковенко
4 Ноября, 2019 - 12:22
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Здравствуйте, Виталий.
Так если у вас авто 2018 года, то должно быть еще на гарантии и соответственно ремонт должен быть осуществлен только на СТОА официального дилера. В противном случае полагается выплата
Евгения
6 Ноября, 2019 - 12:36
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Здравствуйте. Меня вот какой интересует вопрос. Я попала в ДТП, но я не виновница. В меня в стоящую въехали. Меня вообще за рулём не была. Пожала все документы в страховую компанию в свою. Мне сказали ждите 20 дней. Но я подавала документы на выплату. Машине больше 5 лет. Машина 2001 года. У меня она во владении меньше года. Я связалась со страховой компанией мне сказали, что 08 числа со мной свяжутся. Но я не понимаю зачем?? Если мне предложат СТО я имею право отказаться от их СТО, чтобы получить денежную выплату?
Дмитрий Тиковенко
6 Ноября, 2019 - 22:40
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Здравствуйте, Евгения.
Нет, отказаться от ремонта нельзя. Выплата может быть произведена только в некоторых случаях. Прочитайте вот эту статью
сергей
12 Ноября, 2019 - 17:10
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Здравствуйте. дтп ,я потерпевший, пострадавших нет износ 50% оформил выплату ( инвалид). буду делать независимую экпертизу. Вопрос независимый экперт должен считать по ценам из РСА или среднерыночной?
Дмитрий Тиковенко
12 Ноября, 2019 - 17:23
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Здравствуйте, Сергей.
Для страховщика должен считать по Методике и ценам РСА, для виновника по рынку.
Удобнее заказывать сразу 2 экспертизы у одного эксперта, так дешевле выходит
Инга
16 Ноября, 2019 - 12:33
Re: Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец...
Скажите пожалуйста,я только приобрела автомобиль,один день ездила по договору купли-продажи,страховки нет,мой авто 2008 года,в меня врезался автомобиль клиент страховой компании Росгосстрах,вину в ДТП не признает,как мне поступить в данной ситуации,кому обратится?
Страницы
Добавить комментарий